МБОУ Холмогойская СОШ
с. Холмогой
  • Профилактика буллинга

    Новое школьное пространство
     

    Проект "Новое школьное пространство"
    Проект по профилактике буллинга в МБОУ Холмогойская СОШ на 2024-2025 учебный год
    Школьный ориентир - это инструмент визуализации возможностей и ресурсов для ребёнка на получение как индивидуальной, так и групповой поддержки, включая команды (группы) людей, мест и сервисов, к которым ребёнок может в случае необходимости обратится за помощью и сформировать представление о такой системе для дальнейшего использования.
    Попадая в школьное пространство, ребёнок сразу, видит, что здесь есть взрослые люди, к которым можно подойти, задать вопрос и поговорить, что у него есть разные возможности рассказать о своих проблемах.
    Для ребёнка в школе безопасно, с ними готовы общаться, его ждут, поймут и помогут, и здесь работают определенные правила, способные его защитить.

    Нормативно-правовое обеспечение реализации Проекта

    О запуске работы службы адресной поддержки «Поговорим?»

    Региональное отделение Общероссийского общественно- государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Иркутской области (далее – Движение Первых) информирует вас о старте работы службы адресной поддержки «Поговорим?»

    Специалисты Службы готовы оказать поддержку, помочь разобрать ситуацию, найти из нее выход и справиться с чувствами и эмоциями. Консультирование оказывается как несовершеннолетним, так и взрослым на безвозмездной основе.

    Информация о работе Службы и информационные материалы размещены по ссылкам: https://поговорим.будьвдвижении.рф/

                

    Памятки

    Памятка для классных руководителей «Как предупредить появление буллинга в классе»

    Памятка для школьников «Как вести себя, если вы стали жертвой травли»

    Памятка для школьников «Как вести себя, если вы стали свидетелем травли»

    Памятка для школьников «Если вы издевались над кем-то…»

    Памятка для педагогов «Как выявить буллинг и реагировать на него»

    Мероприятия

    Квест - игра в рамках #КлассВместеДружба.
    08 ноября 2024, 13:30

    8 ноября в школе прошла квест - игра в рамках #КлассВместеДружба среди обучающихся 8-11 классов. Участие приняли 5 команд. Квест-игра направлена на сплочение учеников и понимание важности каждого из них в общем деле.
    Профилактика кибер буллинга.
    18 ноября 2023, 18:30

    С 7 по 9 ноября учитель информатики Евдокимова Ирина Рашитовна провела беседы с учащимися 5-9 классов на тему: «Профилактика кибер буллинга»

    Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

    ‍Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

    • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
    • распространения слухов и сплетен;
    • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

    Кто такой буллер

    Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

    Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

    Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

    Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

    Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей

    Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

    Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта

    К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

    ‍В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

    Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

    • беспричинные боли в животе и груди;
    • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
    • нервный тик, энурез;
    • печальный вид, беспокойство, тревожность;
    • нарушенный сон, кошмары;
    • длительное подавленное состояние;
    • участившиеся простуды и другие заболевания;
    • склонность к уединению, нежелание общаться;
    • проблемы с аппетитом;
    • излишняя уступчивость и осторожность.

    ‍Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

    ‍Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.‍

    Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

    Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

    Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

    ‍Что делать родителям

    Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

    ‍Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

    ‍После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.‍

    • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
    • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
    • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
    • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
    • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

    ‍Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

    ‍Что делать учителю

    Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

    ‍Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

    ‍Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

    ‍Что делать ребёнку

    Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:‍

    1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
    2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
    3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
    4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
    5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

    Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

    ‍Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

    ‍Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

    ‍Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

    Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

    ‍Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

    Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

    ‍Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie